«Калибровка» монитора без калибратора

Не всё же время писать о замечательных принтерах OKI. Расскажем об общечеловеческих ценностях. В этот раз - о том, как улучшить точность воспроизведения цвета на монитора. Дисклеймер: правильнее было бы сказать "не улучшить", а "сделать менее ужасным". Этот способ устраняет половину (плюс-минус) разницы между правильным отпечатком и монитором с "заводскими" настройками. Для полного решения вопроса калибратор всё таки потребуется. Зато этот способ бесплатный.

Представьте, что у нас есть простая, но ценная фотография: полярный песец в заснеженной тундре. Содержание фотографии: две чёрных точки (глаза песца) на совершенно белом фоне (песец+тундра). Мы хотим, чтобы отпечаток этой фотографии совпадал с её изображением на мониторе.

После недолгого размышления становится ясно, что калибровать принтер бесполезно. Как его не калибруй, белая бумага без запечатки останется белой бумагой. А чёрные точки всё равно должно быть чёрными. А вот настройка монитора кажется весьма перспективной. Очевидно, что белый цвет на мониторе должен быть похож на цвет бумаги. А у белого цвета две основных характеристик яркость (светлее-темнее) и оттенок (желтоватый-синеватый или теплее-холоднее). Обе этих характеристики в подавляющем большинстве мониторов можно изменять с помощью кнопок на панели управления монитора. С настройкой яркости всё очевидно, а оттенок - в зависимости от модели - изменяется параметрами "Цвет" или "Цветовая температура" или чем-то похожим.

Разместите лист бумаги под хорошим, годным освещением (это важно!!! без этого лучше не начинать, а что такое хорошее освещение см. в конце). Нарисуйте на экране белый прямоугольник размером с лист бумаги (воспринимаемый цвет объекта зависит от его размера).

Настроить яркость несложно - просто нажимайте кнопку "Больше/меньше", пока вам не покажется, что результат вас устраивает. Чувство внутреннего удовлетворения будет достаточно надёжным индикатором.
С цветовой температурой сложней. На настольных мониторах она настраивается обычно с помощью трёх регуляторов: Red, Green, Blue. Разницу между бумагой и монитором увидеть легко. Но понять, какие кнопки нажимать для их совмещения будет сложно. Чуть проще будет тем, у кого в мониторе единственный регулятор цветовой температуры. У ноутбуков аппаратной настройки цветовой температуры нет, поэтому поищите что-то похожее в настройках видеоплаты. В общем, попробуйте. Если удовлетворительного (с точки зрения внутреннего перфекциониста) результата добиться не удаётся, просто установите в мониторе предустановленную на заводе температуру 5000К. С большой вероятностью это обеспечит значительно лучший результат, чем заводские 6500К. После изменения цветовой температуры ещё раз займитесь яркостью.

Теперь о том, что считать хорошим освещением для полиграфии. Его параметры установлены в стандартах ISO3664 и ISO12646. Их переводы на русский язык и краткие пересказы легко гуглятся. Эти стандарты не только об освещении, а вообще об условиях просмотра отпечатков. Почитайте. Познавательно, хотя на практике реализуемо с трудом. В реальности нужно хотя бы обеспечить стабильность освещения. В условиях, когда днём вы смотрите на отпечатки под прямым солнечным светом, а вечером - в полумраке под дешёвой лампой "дневного" света, настроить монитор невозможно (даже если у вас есть аппаратный калибратор)

И, на всякий случай напоминаем ещё раз: это описанный выше способ решает максимум половину проблемы (зато бесплатно). Её оставшуюся часть нужно решать с помощью аппаратных калибраторов.